Обзор Fell Seal: Arbiter's Mark

В мае 2019 года после двух лет в раннем доступе вышла «тактическая RPG» Fell Seal: Arbiter's Mark, которая в Steam получила больше 90 % положительных отзывов. Игру фанаты поставили в один ряд с Ogre Battle и Final Fantasy Tactics, но так ли это на самом деле? Ответ вы узнаете в обзоре!

Сеттинг и сюжет

Но сперва кратко введем вас в курс событий. Действие Fell Seal: Arbiter's Mark развивается в фэнтезийной вселенной, в которой есть магия всех стихий и школ, средневековые технологии (ловушки, бомбочки, арбалеты и другое) и даже альтернативные формы жизни.

Фанаты среденевекового фэнтези проработкой сеттинга будут довольны — от рыцарей и разбойников до некромантов и демонов, от хищных шакалов и черепах-покемонов до единорогов и совершенно фантастических существ.

Давным-давно в игровой мир вторгся злой титан, расколовший континенты на части и устроивший прочие беды.

Остановить его смогли Бессмертные, получившие огромную силу в обмен на обязанность хранить мир. Помогают им в этом Вершители — прокуроры, судьи и палачи в одном лице, путешествующие по всему игровому миру с целью искоренять зло в любой его форме.

Однако время подточило некогда честный институт безопасности. Все больше вершителей выходят за рамки — обогащаются на бедах, берут взятки и убивают невиновных. Свидетелем последнего становится Кайри, агент Бессмертных и наш протагонист, причем убийца имеет высокопоставленного покровителя — одного из Бессмертных.

Теперь ей поручено расследование, и она ведет отряд храбрецов сперва по следам убийцы (чей мотив и концовка угадываются с первых минут), а затем с целью определить и изобличить его покровителя.

Повествование крайне линейно и полностью завязано на путешествие из точки «А» в точку «Б» — пройдя по пяти-шести ключевым локациям, можно вертеться по ним тысячу раз. События сдвинутся только тогда, когда вы пройдете дальше.

Перед каждой новой локацией персонажи разговаривают между собой, описывая то, что сейчас происходит или объясняя игроку, что нужно сделать. Изредка она переговариваются в лагере, но диалоговой системы тут нет.

Непосредственно сюжет не хватает звезд с неба и посвящен типичной истории борьбы добра со злом силами Избранного, но хорошо продуман, развивается в несколько актов и следить за ним интересно.

К плюсам истории Fell Seal: Arbiter's Mark можно отнести неожиданные повороты и крайне необычную концовку, но мы не будем о них рассказывать, иначе совсем все заспойлерим. Но есть и минус — в игре нет вторичных, даже коротких, сюжетных линий, только основной сюжет.

Игровой мир

Действие Fell Seal: Arbiter's Mark развивается на глобальной карте среднего размера, что является стандартом для игр подобного жанра, скажем, в X-COM мы посещали разные места планеты, тут показывают континент.

Отряд игрока двигается между ключевыми точками, но, в отличие от других игр, всегда может вернуться и патрулировать пройденную зону с целью набрать опыта и заработать золото. К недостаткам можно отнести полное отсутствие вторичных заданий — и это гораздо серьезнее, чем отсутствие вторичных сюжетных линий.

Для уверенного прохождения нужно собрать достаточно большой отряд, и ничто не мешало, как в том же X-COM, сделать процедурно-генерируемые квесты о помощи/спасении/сборе ресурсов, куда бы отправлялись свободные персонажи.

Бои происходят в тактическом режиме на небольших картах, выполненных в характерной «рисованной от руки» стилистике, с частичным учетом высоты. Карты намертво связанны с квадратной сеткой, персонаж занимает целый квадрат. Дальность передвижения, атаки и особые приемы — всё рассчитывается по квадратикам.

Для победы крайне важно знать каждую карту, со всеми преимуществами и недостатками. Дело в том, что визуально очень сложно оценить, где персонаж может пройти, а где ему надо идти в обход — все это нужно знать.

Самый простой пример — это высоты. Где-то персонажи могут подняться и спуститься, где-то только спрыгнуть, а на отдельных уровнях им нужно подойти к лестнице.

Аналогично с препятствиями. Не значащий ничего на первый взгляд булыжник окажется непреодолимым препятствием, а почти вертикальный склон — удобной площадкой.

Ролевая игра… в классы

Основные силы разработчики сосредоточили на количестве классов — в Fell Seal: Arbiter's Mark их больше 30! Разница между ними существенна, каждый имеет 5-10 активных способностей и пару пассивных, что формирует уникальный геймплей, а при открытии всех навыков в древе развития персонаж получает бонус.

Классы в этом меню закрыты вопросами

Начинается игра с четырех базовых и понятных классов — воин-наемник, плут, маг и врачеватель, по мере прокачки этих классов открываются новые — алхимистик, рыцарь, следопыт, чумной доктор, лучник, механик и другие.

Особенность Fell Seal: Arbiter's Mark — свободная смена класса, доступная в любой момент, и пассивная прокачка неосновных навыков другими членами отряда.

Например, в бой выходят маг, плут и наемник. Маг, применяя свои основные способности, получает очки опыта для класса «маг», но он как-бы подглядывает за действиями плута или наемника и получает немного опыта, параллельно, но дольше, обучаясь способностям этих персонажей.

Что это дает? С одной стороны, мага можно переучить в наемника, а наемника — в лекаря или плута. С другой стороны, в зависимости от сочетания открытых неосновных классов, становятся доступны новые, тот же маг с умениями наемника может стать «адским клинком».

Еще круче то, что классы второй группы открывают третью группу — рыцарь, получившийся из наемника, со временем может обучиться классу «храмовник». И так со всеми.

Поскольку в бою персонажи получают ранения, состав отряда постоянно меняется, а значит, меняются получаемые друг другом навыки. За счет этого дюжина героев 4 базовых классов через 15-20 часов превратится дюжину персонажей 12 разных классов.

В бою ролевая система Fell Seal: Arbiter's Mark позволяет использовать навыки двух классов — один как основной (как правило, прокачиваемый), второй как дополнительный (уже развитый).

Так что если новые способности героев окажутся малопригодны, можно вытащить из рукава козырь в виде уже прокачанных навыков и быстро повернуть ситуацию в свою пользу.

Тактическая безграмотность

Но не спешите раскатывать губу, фантазируя сложные тактические взаимодействия между разными классами героев. Fell Seal: Arbiter's Mark — это не тактическая стратегия, в ней нет противостояния двух команд с полной свободой действия на ход, как в классических представителях жанра.

Во-первых, все участники боя действуют один за другим, например — подошел, атаковал и передал ход следующему (им может оказаться и враг). Только при удачном стечении обстоятельств игрок сперва поджигает врагов магией, затем атакует рыцарем.

В большинстве случаев строить какие-либо тактические приемы невозможно. Например, подойти рыцарю к лекарю, магу атаковать окруживших рыцаря врагов, лекарю приказать подлечить рыцаря и отойти в безопасное место — одновременно управлять героями в Arbiter's Mark не получится.

Во-вторых, понять саму логику формирования цепочки персонажей (кто за кем идет, на скриншоте полоска сверху) не представляется возможным:

В одном бою игра постоянно передает право хода между сторонами, в другом бою игрок и противник действуют полными составами, в третьем стороны меняются через два-три персонажа. Расстановка меняется по мере выбывания бойцов с каждой стороны, что еще больше хаотизирует процесс.

В-третьих, персонажи Fell Seal: Arbiter's Mark не обучены никаким тактическим приемам. Они не умеют вставать в защитную, оборонительную стойку; им нельзя приказать контролировать пространство; стрелки не умеют атаковать, если враг зайдет в зону их контроля; нельзя приказать отойти на клетку назад в случае определенной атаки и так далее.

Итог боя зависит не от умения создавать ситуации и контролировать риски, а от стечения обстоятельств — очередность смены персонажей, куда пойдут враги, атакуют они всей группой или все же разделятся.

Более того, планировать свои действия дальше, чем на 2-3 хода вперед, вредно — враги могут оказаться вне зоны досягаемости, порядок ваших персонажей окажется не в пользу отряда (нередки ситуации, когда маги действуют в последнюю очередь, когда все уже заняли свои позиции , атакуя своих) и так далее.

Разработчики предлагают думать только о текущем моменте — что конкретный герой может сделать в данный момент. Да, сделать он может многое, но ведь игра о противостоянии отрядов, а нам не дают связать всё в определенный порядок действий. Порой даже из выгодной позиции приходится отступать, опасаясь за героя, потому что игра в очередной раз передает право команде противников.

А что бы вы могли оценить всю тактическую глубину Fell Seal: Arbiter's Mark, расскажем о её самой эффективной тактике — зайти врагу в тыл с целью нанесения тяжких повреждений — в два-три раза, чем при атаке в лоб:

Вот примерно так

И фармить, фармить, фармить

Второй крупный недостаток Fell Seal: Arbiter's Mark — это прокачка и общий баланс. Персонаж первого уровня не умеет… ничего! Это как мобилизованный крестьянин, едва умеющий махать клинком или читать магические заклинания.

В одной из игровых сессий у нас был случай, когда лекарь первого уровня промахнулась со своим «лечением» пять раз подряд! Что-то представлять собой герои начинают только на 5-6 уровне, а рассчитывать на них можно при полной прокачке класса!

Однако игра не ждет, сразу выпуская ваших желторотых новобранцев против персонажей на 2-3 уровня выше. Очень быстро мы столкнулись c невозможностью пройти дальше — герои оказались слишком слабы.

Уверенное продвижение вперед возможно, только если ваши герои будут на 2-3 уровня выше тех, с кем столкнутся в следующей локации. Если они окажутся на равных, то велики шансы оставить половину отряда.

Пришлось забыть о прохождении Fell Seal: Arbiter's Mark на 8-10 часов, чего и всем советуем. Это время надо потратить на развитие персонажей — их должно быть 10-12. А для этого придется снова и снова перепроходить самые первые уровни, а затем два-три раза «фармить» каждый из новых.

Заключение

Если вы фанат тактических стратегий в духе X-COM, то Fell Seal: Arbiter's Mark точно не для вас — в ней нет ничего, что могло бы заинтересовать с точки зрения тактики, но много фарма классов персонажей и однообразные задания по зачистке всего и вся.

Имея достаточный опыт в жанре, нам потребовалось 4 часа только на то, чтобы освоиться в этой «тактике» и еще 10 — на прокачку и подготовку к прохождению. Готовы к такому? Такие сложности роднят Fell Seal: Arbiter's Mark с играми-выживастиками, но не тактикой.

Ролевая составляющая несколько лучше — ворох классов с уникальным геймплеем, возможность использовать в бою умения двух классов, четыре пассивные способности и одну контратакующую.

Так можно придумать неплохие билды — есть что-то извращенно-крутое, когда на каждую атаку твои персонажи отвечают не ударом, а обворовывают соперников на предмет денег, зелий или компонентов для крафта.

Искусственный интеллект неплохо реагирует на прокачку игрока, также выстраивая билды из нескольких классов, стараясь возрождать своих павших товарищей и накачивая их зельями здоровья. В итоге один бой может занимать по 20 минут — каждого супостата придется зарубить по нескольку раз.

На самом деле, торопиться в Fell Seal: Arbiter's Mark некуда — пройти её еще раз ради иного ролевого или сюжетного отыгрыша просто не получится, этот функционал не предусмотрен.

0
Сюжет
7.0
Управление
5.0
Геймплей
7.0
Графика
9.0
7.0 / 10
Fell Seal: Arbiter's Mark – проект для небольшой группы фанатов «ролевых тактик» в духе Ogre Battle и Final Fantasy Tactics, что отзывы в Steam и подтверждают. Всем остальным надо отнестись к Fell Seal с настороженностью – у игры есть существенные недостатки во всех аспектах кроме работы с персонажами.
Плюсы
— Сложные бои, требующие терпения и осторожности.
— Неплохое, пусть и достаточно короткое повествование.
— Обширнейший редактор персонажей, меняющий как внешность, так и класс с геймплеем.
— Приятная графика и тщательно прорисованные модели героев – даже видно, как они зажмуриваются или широко открывают глаза.
Минусы
— У игры практически нет своего звучания.
— Отвратительный интерфейс, который надо полностью переработать.
— Тактика как игровая механика отсутствует. А вот выживание и крафт – есть.
Комментарии 1