Удивительно, как спустя два десятилетия забытая многими «Дюна» Фрэнка Герберта (Frank Herbert) не просто обрела новое дыхание, а переродилась в мейнстримовую франшизу. Только за пять лет мы получили две потрясающие картины Дени Вильнёва (Denis Villeneuve) (и третья уже готовится к выходу), полноценный сериал «Дюна: Пророчество» (Dune: Prophecy) от HBO, неплохую 4X-стратегию Dune: Spice Wars и, конечно же, масштабную ММО Dune: Awakening, которую на старте превозносили как пользователи, так и критики.
Изначально мы хотели рассказать о Dune: Awakening в момент ее выхода, но так уж сложилось, что ревью пришлось отложить на неопределённый срок. И знаете, это было к лучшему. Благодаря отсутствию временных рамок нам удалось вдоволь изучить Dune: Awakening, разобраться в ее геймдизайне и прийти к выводу, что эта игра, как ММО — самая настоящая «пустыня». И в прямом, и в переносном смысле. Давайте разберёмся, почему так.
Амбициозная, но проблемная ММО
Если вы следите за новостями игровой индустрии, то прекрасно осведомлены, с какими трудностями столкнулись разработчики Dune: Awakening: резкий спад онлайн-активности, тотальная переработка фундаментальных механик, вечная борьба с грифферами, миграция серверов и смена изначального курса геймдизайна в сторону кооперативного PvE. И это, на минуточку, лишь малая часть от всех проблем, которые начали преследовать амбициозную ММО уже спустя пару месяцев после релиза.
В этом нет ничего удивительного, так как основной смысл выбранного Funcom жанра должен раскрываться именно в эндгейме, а его разработчики не смогли толком проработать. Большая часть геймеров, заочно ставившая игре высокие оценки, под конец сюжетной кампании столкнулась с ситуацией, где Dune: Awakening требует постоянной вовлечённости из-за сгораемого прогресса, но при этом не дает интересного контента взамен.

Но прежде чем погружаться в дебри эндгейма, разбирать его фундаментальные ошибки и в целом критиковать Dune: Awakening, нужно немного отмотать время назад и рассмотреть первую половину игры, которая летом 2025 года захватила умы геймеров.
Что ни говори, но Funcom проделала фантастическую работу со вселенной Фрэнка Герберта. Dune: Awakening, как и Hogwarts Legacy, в первую очередь игра про визуал и атмосферу. Студия разобрала мифологию на атомы и максимально точно адаптировала ее в рамках игрового проекта. Он дает фанатам франшизы, да и обычным игрокам, возможность пожить на Арракисе: исследовать заброшенные лаборатории, колесить по песчаным дюнам, прятаться в горах от преследующего Шаи-Хулуда, строить лачуги, добывать воду и участвовать в сражениях.

Несмотря на то что Dune: Awakening позиционируется как ММО, ее контентное наполнение в первой половине (а это 30–50 часов чистого геймплея) сконцентрировано на одиночном или кооперативном прохождении. Это совсем не World of Warcraft и Lineage 2, где нужно без конца фармить и гриндить шмот (есть другой, не менее утомительный гринд), чтобы продвигаться дальше по сюжету и давать отпор более сильным противникам. Dune: Awakening больше похожа на классические инди-выживачи, где нужно собирать тонны мусора, искать полезные предметы, строить базу и улучшать снаряжение, чтобы в конечном итоге получить доступ к опасным локациям. ММО-составляющая на первых порах работает как «живое наполнение» открытого мира. Вместо бездушных NPC по миру бегают реальные игроки. Они одновременно с вами строят особняки, исследуют опасные места и могут в любую минуту прийти на помощь, если увидят, что вы не справляетесь с толпой мародеров. Те, кто играл в Once Human или Conan Exiles от Funcom, без проблем поймут, как устроен социальный мир Арракиса.
Как вы впервые познакомились с франшизой «Дюна»?
Мир, где не родился Пол Атрейдес
Сюжетная кампания Dune: Awakening происходит в альтернативной вселенной, где Пол Атрейдес не появился на свет. С одной стороны, это правильное решение. Разработчикам не нужно было привязывать историю игры к основным событиям из книг, получив таким образом целый пул персонажей, которых можно интересно раскрыть в рамках игровой адаптации. С другой, «Дюна» всегда была про противостояние и борьбу между Домами, где важнейшую роль играли харизматичные предводители, а в Awakening ярких героев попросту нет.
Интриги, конфликты, борьба интересов — все это развивается как бы за рамками основной истории, ведь ваш герой по сути является аналогом Пола Атрейдеса, которому сначала нужно научиться выживать в пустоши и собрать достаточное количество Пряности, прежде чем получить доступ к более увлекательным приключениям. Сюжетная кампания в Dune: Awakening разбита на главы, и в каждой есть интересное начало и хорошие клиффхэнгеры. Середина же — это чистый выживач-геймплей, где от вас требуют собирать мусор и заниматься строительством.
Разработчикам не удалось нащупать идеальный баланс между игровым процессом и историей. 90% времени вы будете гриндить, кататься туда-сюда по песчаным просторам и собирать воду. Как кооперативный выживач игра работает отлично, а как сюжетное приключение — точно нет. При этом я не могу назвать историю саму по себе плохой или вторичной. Наоборот. Сценаристы Funcom отлично справились с поставленной задачей и умело адаптировали вселенную «Дюны» в рамках игры. В Awakening полно интересных событий, за которыми интересно наблюдать, но из-за ММО-размаха вы с трудом вспомните, что происходило пару глав назад, и, как следствие, даже не вспомните имена ключевых героев.
Живописный, но опасный Арракис
Главное достоинство Dune: Awakening — достоверно воссозданный сеттинг «Дюны» Фрэнка Герберта. Арракис — невероятно живописная, но очень суровая и опасная планета, где днем можно запросто погибнуть под палящим солнцем, а ночью поймать шальную пулю от мародера-снайпера.

Разработчики умело интегрировали особенности среды в игровой процесс, предлагая геймерам свежий взгляд на выживачи. Например, в дневное время вы не сможете просто передвигаться по пустыне без транспорта, так как местная жара за несколько минут превратит вас в сухарь. Плюс пылевые бури могут запросто убить героя, если тот ушел слишком далеко от своего дома или не успел найти надежное укрытие. Добавьте к этому еще надоедливого червя Шаи-Хулуда, который может запросто сожрать вас, ваш транспорт и все собранные на локациях пожитки, если будете слишком громко себя вести на песке.

В первые десять часов выживать на Арракисе увлекательнее, чем заниматься социальными активностями. Днем приходится карабкаться по скалам и искать кратчайшие маршруты, чтобы не погибнуть от жары. Ночью нужно обязательно собраться в рейд до новой точки интереса, чтобы раздобыть воду, немного мусора и полезных для строительства предметов. С друзьями этим заниматься вдвойне увлекательнее, так как можно делегировать обязанности и разыгрывать интересные партии, где один игрок отвлекает на себя червя, пока загруженный до верха лутом второй пытается пешком добраться до безопасной зоны.
Прогрессия в Dune: Awakening не стоит на месте, и проект постоянно предлагает новые условия и задачи, расширяя игровой опыт. Как только вы получите свой первый двухколесный транспорт, вам станут доступны новые точки интереса, социальные хабы и более опасные уголки планеты, где условия еще суровее, чем на базовой локации. Например, на одной части карты солнце будет палить еще сильнее, а на другой радиационное заражение будет постоянно мешать спокойному исследованию.
В целом Dune: Awakening как выживач играется очень хорошо ровно до того момента, как вам не сообщат одну неприятную новость: все, что вы нажили и обустроили за первые десятки часов, нужно бросить и отправиться в новые земли, чтобы начать весь гринд заново. Иначе вы не сможете продвинуться дальше по сюжету и открыть новые возможности. Просто представьте мое разочарование, когда я разбирал свою лачугу по кирпичикам и паковал пожитки в сундуки.
Мало того, что новые регионы еще больше по размерам, чем стартовая локация, — так еще и условия там куда суровее. Мне просто не хотелось заново идти фармить базовые ресурсы, чтобы хотя бы иметь крышу над головой и защиту от палящего солнца. Пришлось реально перевозить имущество с одного конца карты в другой, избегая патрулирующего местность червя, пополняя запасы воды и раскладывая пожитки по контейнерам. И на это ушло очень много времени, а на строительство нового дома еще больше, так как я увидел, какие замки строят другие игроки, и захотел нечто подобное для себя.

Потратив бесчисленные часы на строительство новой базы, наконец удалось вырваться из оков гринда и вернуться к сюжетной кампании. Вот только уже через пару часов мне в очередной раз сказали: «Собирай пожитки и переезжай», и ровно в тот момент пришло осознание, как бессовестно мной манипулируют разработчики. Dune: Awakening не ценит время игрока и самыми жесткими условиями заставляет заниматься одним и тем же раз за разом.

Говоря о времязатратности, нельзя не упомянуть тот факт, что вы не можете, вдоволь наигравшись Awakening, оставить ее на месяц, чтобы отвлечься на что-то другое. Игра просто заберет у вас ваш дом и все нажитое либо отдаст ваше пригретое место другому пользователю. Безусловно, каждая построенная игроками база — это информация, которая хранится на серверах, и рано или поздно весь Арракис превратился бы в густо застроенный город-призрак с лачугами, где никто не живет, но это не отменяет факта, что ваш прогресс насильственно привязан к активному времени в игре. Благо разработчики спустя полгода после релиза одумались и начали реализацию инструментов реконструкции, которые позволяют сохранить всю базу в виде чертежа, чтобы потом вы могли в любой момент ее воссоздать на сервере. Жаль только, что эта возможность не была реализована с самого начала, так как окончательно покинувших проект игроков уже так просто не вернуть.
Однообразие
Боевая система Dune: Awakening сконцентрирована на комбинации ближнего и огнестрельного оружия. Реализация столкновений не самая удачная из-за нескольких факторов. Во-первых, большая часть противников защищена щитами, которые нельзя пробить пулями. Во-вторых, анимации и синхронизация атак на стороне сервера не всегда срабатывают должным образом. В-третьих, сражения в какой-то момент становятся однообразными и скучными из-за малого разнообразия врагов.
Стычки на первых порах ощущаются несбалансированными, так как в толпе противников обязательно будет пара мечников со щитами, которые не дают спокойно выцеливать снайперов и автоматчиков. Из-за этого приходится сначала отбегать на безопасное расстояние и выманивать ближников, чтобы убить их кинжалом, и только потом возвращаться на арену и сражаться с оставшимися.
Со временем вы обзаведетесь собственными щитами и другими приспособлениями, которые отражают вражеский урон, и огнестрел станет бесполезной вещью, занимающей место в инвентаре. Ближе к середине местная боевая система начнет утомлять однообразием. Способности, которые вы открываете по мере прогрессии, имеют слишком долгие откаты, поэтому умело чередовать их, попутно «ковыряя» щиты врагов, у вас не выйдет.
В ММО боевые столкновения — основа, ради которой вы собираете лут и придумываете билды. Dune: Awakening пытается подстроиться под каноны жанра, но из-за криво сделанных систем и отсутствия разнообразия противников сражаться в ней не хочется совсем. Из-за этого пропадает мотивация собирать разные виды брони и улучшать вооружение. Куда полезнее взять с собой броню фрименов, которая спасает от жары и генерирует воду, чем таскать комплект с высоким уровнем защиты. Проще говоря, PvE скучное, а если вы играете вместе с друзьями, то оно становится еще и относительно простым.
Проблемы с серверами и багами, которые на текущий момент толком так и не исправили, — ваши единственные модификаторы сложности. Например, чтобы пробить вражеский щит, вы должны удачно парировать входящий урон, но кнопка, отвечающая за парирование, не всегда срабатывает, из-за чего щит не сбивается. Ближний бой ощущается вялым, и герой всегда реагирует на нажатие кнопок с небольшой задержкой. Иногда персонаж просто отказывается доставать оружие во время боя, и вам нужно вручную заходить в инвентарь и заново экипировать все снаряжение, чтобы оно снова начало работать. Какие-то баги уже исправили, но на релизе сражаться было очень неприятно из-за плохой отзывчивости. Благо искусственный интеллект в Dune: Awakening не блещет гениальностью, поэтому можно легко перехитрить вражеских болванчиков или на крайний случай воспользоваться стелсом.
В Dune: Awakening куда веселее сражаться с местной атмосферой Арракиса, чем с противниками. По ходу изучения локаций и продвижения по сюжету вы будете открывать чертежи, по которым можно создавать снаряжение и предметы быта. Вы не поверите, как я был счастлив открыть серп, который собирает утреннюю росу с лишайников и травы, избавляя меня от убийства толп противников и необходимости выкачивать из них кровь, чтобы переработать в воду. С новым транспортом я мог больше собирать лута и не тратить время на однообразные поездки до дома и обратно. В Dune: Awakening чувствуется прогресс и рост в борьбе с суровой средой. Постепенно вы перестанете бояться червя, а вода уже не будет таким жизненно важным ресурсом. Игра будет подводить пользователя к эндгейму со словами: «Ты прошел через все трудности и покорил Дюну».
Огромная, пустая и полная читеров «Глубокая пустыня»
Эндгейм Dune: Awakening — самая слабая часть, которая наступает сразу, как только вы завершите основной сюжет. Гриндовая часть будет возведена в абсолют, а ресурсы, которые вам понадобятся для строительства, уже так просто не собрать. Основные события эндгейма происходят посреди огромной «Глубокой пустыне», которая насыщена PvP и суровыми ограничениями на строительство. Например, если вы поставите базу на этой территории, то ее могут разрушить другие игроки, а если вас сожрет червь или поглотят зыбучие пески, то вы потеряете не только весь найденный лут, но и все снаряжение.
Несмотря на всю суровость условий и ограничений, заниматься PvP в Awakening очень утомительно из-за описанной ранее кривой боевой системы. Если ботов еще можно как-то переиграть за счёт не самого умного ИИ, то с реальными игроками исход сражения зачастую зависит от того, как обработает урон сервер. Из-за этого большая часть игроков тратит время на создание орнитоптеров (летающий транспорт в «Дюне») и кружит вокруг PvP-зоны, закидывая арены бомбами. К слову, мой личный самолет, на постройку которого я убил уйму свободного времени, однажды просто застрял в невидимой текстуре и упал в песок. Я не успел вернуться к месту крушения до того, как прибыл червь, и плод моих трудов стал его ужином.

Спустя несколько месяцев после релиза разработчики серьезно переработали эндгейм, разделив «Глубокую пустыню» на PvP и PvE-зоны. Самые ценные ресурсы остались в PvP-зоне, в то время как в PvE игроки могут просто колесить по пустыне и заниматься своими делами, не беспокоясь, что их транспорт будет взорван конкурентом.
Несмотря на высокие ставки и риски, сражения и стычки в «Глубокой пустыне» происходят очень редко из-за невероятно огромных размеров локации. Игроки банально редко пересекаются и путешествуют по пустой карте в гордом одиночестве. Из-за этого эндгейм в текущем виде представляет собой чуть более сложный и утомительный гринд. Ничего более. Да, раз в неделю происходят своеобразные «вайпы», когда сильный шторм сносит все постройки и заново генерирует карту, расставляя точки интереса в новых местах. Поэтому большая часть одиночек, которые не состоят в кланах и не играют с друзьями, предпочитают не строиться на PvP-территории, а лететь прямиком к местам с лутом.
Вернувшись в игру после многомесячного перерыва, я пообщался с игроками, которые в один голос жаловались на засилье читеров и хакеров, не дающих спокойно проходить эндгейм-активности. Софтеры могут без проблем воровать транспорт, полностью разрушать здания, забирать ресурсы из инвентаря и пробивать огнестрелом любые щиты. Засилье читеров — беда любых мультиплеерных проектов, но в Dune: Awakening они не только рушат всю внутриигровую экономику, но и убивают весь интерес изучать поздний контент. К слову, на релизе были вполне законные способы дублировать (дюпать) ресурсы за счет серверных уязвимостей, а также восстанавливать целостность предметов при помощи манипуляций с сетевым соединением. Поэтому многие геймеры бросили игру сразу после окончания сюжета, так как им попросту незачем было находиться на ММО-активностях.
Таким образом, эндгейм Dune: Awakening — это однообразный гринд на огромной и пустой карте, по которой летают читеры, выслеживающие одиночек, чтобы убить их и забрать добытые честным способом ресурсы. Клановая система абсолютно топорная и бесполезная. Массовые сражения, которые показывали в трейлерах и на которые рассчитывали разработчики, не происходят. Многие игроки просто устали от проблемных серверов, уязвимостей, читеров и отсутствия мотивации, поэтому после окончания сюжета бросили игру.
В данный момент Funcom пытается всеми силами удержать оставшихся пользователей и активно разрабатывает сюжетный контент с новыми локациями, персонажами и возможностями как для одиночного, так и кооперативного прохождения. Все-таки как выживач в открытом мире Dune: Awakening работает куда лучше, чем как ММО, поэтому авторы временно отложили эндгейм-активности, сконцентрировавшись на том, что у них действительно получилось на высоком уровне.
Красиво, сочно, но с шероховатостями
Dune: Awakening — довольно красивая игра с точки зрения визуального стиля и детализации. Арраксис получился очень живописным и зрелищным. Местными пейзажами хочется любоваться, а хорошая работа с освещением делает картинку живой и помогает быстро ориентироваться на местности. Динамичные тени не только делают изображение объемным, но и играют важную роль в геймплее, так как в них можно прятаться от палящего солнца.
Модели персонажей очень детализированные и приятные на вид. На первых порах проект ощущается синглплеерным блокбастером, так как подобную графику редко встретишь в ММО-проектах. В целом к визуалу нет никаких претензий.
Музыкальное сопровождение местами отдает саундтреком к «Дюне» Дени Вильнёва. Композиции очень приятные, а местный эмбиент отлично работает на атмосферу.
Dune: Awakening хорошо оптимизирована под большинство современных сборок, и лично у меня проблем с производительностью не возникало. Да, у игры есть косяки с серверной частью, в том числе с регистрацией урона и синхронизацией клиента, что несомненно бьет по восприятию, но на частоту кадров это не влияет.

Баги есть, и даже спустя полгода после релиза их довольно много. Летая на орнитоптере, я видел, как с карты пропадают горы и дома игроков, а также застревают в текстурах черви. Проблемы с коллизией заставляли несколько раз перезаходить в игру, так как герой просто проваливался под текстуры или застревал в куске скалы без возможности выбраться. В целом багов довольно много, и на перечисление большинства из них может уйти отдельный абзац, но я не могу однозначно сказать, что игра сломаная или кривая. Большую часть времени Dune: Awakening работала безупречно, и ее технические проблемы, которые иногда случались, ощущались как мелочь на фоне геймплейных недостатков.
Как вы думаете: удастся ли разработчикам вернуть онлайн в Dune: Awakening?
***
Сложно сделать какой-то однозначный вывод по Dune: Awakening. Если рассматривать ее как ММО — то это пустая, скучная и неразвивающаяся игра, которая не только не дает интересного контента, но и не ценит время геймеров. Однако как одиночный или кооперативный выживач в суровом и опасном Арракисе — это отличное развлечение за свои деньги. В Dune: Awakening интересно исследовать открытый мир, ковыряться в мусоре, открывать новые предметы и создавать свое уникальное убежище, но все остальное работает либо криво, либо плохо. Боевая система крайне скучная, и сражения с ботами не приносят удовольствия. Эндгейм-активности не мотивируют на изучение контента, а засилье читеров на огромной по территории карте отбивает все желание заниматься PvP.
В целом, если вы ищете игру, чтобы повеселиться с парой друзей, построить с ними огромную базу и полетать на орнитоптере по Арракису, то Dune: Awakening — хорошийспособ скоротать время. В ней контента на сотни часов, и этого вполне хватит, чтобы вдоволь насладиться вселенной Фрэнка Герберта. Но если вам нужна ММО с активностями, рейдами, клановыми собраниями, грандиозными сражениями, билдостроением и PvP, то эта игра не для вас.
-
Интерактивная карта Dune: Awaking — ключевые места и локации в игре -
«Дюна 3» официально находится в разработке -
Обзор фильма «Дюна: Часть вторая» — «Властелин колец» в космосе и самая эпичная лента современности -
Вышел патч 1.1.15.0 для Dune: Awakening — изменения в PvP и новые возможности PvE -
В Steam можно бесплатно сыграть в выживач по «Дюне» — Dune: Awakening -
ТОП-70 игр в открытом мире. Вам точно будет, чем заняться -
ТОП-205: лучшие кооперативные игры в 2025 году
Ilya Yakimkin


















